Буданов В.Г. Синергетика Что
такое синергетика? Предтечи
и творцы Принципы
синергетики ·
Принципы Бытия · Принципы Становления |
ВВЕДЕНИЕ.
ЧТО ТАКОЕ СИНЕРГЕТИКА?
Утрата целостного взгляда на мир — едва ли не самая большая утрата, приведшая
к глобальному кризису нашей цивилизации на рубеже тысячелетий.
Современный человек тонет в потоках разнородной информации
от последних достижений генной инженерии и трагедий национальных
конфликтов, до чудесных свойств соусов и детских подгузников.
Дисциплинарное научное знание нашего века скорее усугубляет
фрагментарность картины, добавляя все новые понятия и термины,
постоянно возникающие на границах частных дисциплин. Общество
вступило в эпоху перманентного кризиса, кризиса непонимания, и мы
постоянно ощущаем сложность, непредсказуемость и неустойчивость этого
техногенного мира порожденного нашим рацио. Стабилизировать ситуацию возвратом к регулятивам традиционного общества невозможно, и остается надеяться на небывалый ранее синтез науки и традиции. В иные времена целостность могла быть восстановлена на базе различных мировоззрений: мифологического, религиозного, эзотерического, философского; представленных достаточно широко и в наши дни, но доминантой все же является наукам. Именно ей приходится переосмысливать и наследовать принципы единства сосуществования в этом сложном мире. Дело в том, что все кризисы, начиная от экологического и кончая экзистенциальными,
имеют комплексную междисциплинарную природу и требуют
синтезированных подходов и языков описания, полилога профессионалов
разных областей знаний и носителей разных типов культуры.
Кроме универсального метаязыка для комплексных задач, необходима эффективная
методология принятия и обоснования решений. Не
случайно самыми популярными становятся "междисциплинарные" профессии
экономистов, менеджеров, юристов, психологов. Время чистых
"физиков" и "лириков" проходит и человек теперь не может уклоняться
от понимания иных языков и взглядов на мир. И сегодня такой метаязык и методология рождаются в недрах самой науки,
как ответ на цивилизационный вызов. Наука испытывает глубокие парадигмальные
изменения, вступая в фазу междисциплинарного диалога, и
нового, постдисциплинарного синтеза, фазу постнеклассической науки. В этом
подходе основное звучание будет принадлежать эволюционным мотивам,
проблемам освоения времени и феноменов становления, самоорганизации. И сегодня, если быть оптимистом, очередная полоса цивилизационного кризиса,
предваряющая (по Николаю Бердяеву) Новое Средневековье или информационное
общество, должна принести воссоединение культуры. Но это в
туманной переспективе, а что сейчас? "Сейчас" началось почти век назад, когда наблюдатель начал
робко заявлять о своих правах в теории относительности и
квантовой теории — неклассической научной парадигме нашего столетия.
Тогда он был наделен всего лишь возможностью примитивной коммуникации
с себе подобными (никаких интерпретаций -
что измерил, то и сообщил), да ограниченным правом выбора средств и
правил игры, -контекста в котором задавался вопрос природе.
Поразительным образом оказалось, что в микро и мега-мире, в отличие от нашего
макро, ответ существенно зависит от контекста, как и в человеческих
взаимоотношениях. Но что отличает естественное от искусственного, живое от неживого, человека
от всех прочих? Это отношение ко времени, то, как система осваивает
время. Один из основателей теории ноосферы Альфред Кожибски так
характеризовал основное эволюционное назначение разных форм жизни:
" Растения осваивают энергию (например фотосинтез). Животные осваивают пространсто
(поиск пищи, раздел территорий и т.д.). Человек осваивает
время, как существо социальное, он связывает его в культуре и наследует
свои опыт потомкам." И Время, следуя Илье Пригожину, становится
основным объектом постнеклассической парадигмы науки XXI века,
науки об открытых эволюционирующих, самоорганизующихся, самовоспроизводящихся,
самоописывающихся, системах, неизбежно проходящих в своем развитии
фазы кризисов и стабильности, расцвета и упадка. Стартовав с эволюционной
эмпирики Дарвина в XIX, этот
подход в нашем столетии был обогащен теорией систем и
кибернетикой, нелинейной динамикой и теорией катастроф, фрактальной
геометрией, теорией динамического хаоса и теорией сложности,
современной и традиционной философией. Теперь он опирается на универсалии
точного естествознания, мягко транслируемые в общекультурное русло, и за
последнюю четверть века оформился в широкое трансдисциплинарное
научное направление — Синергетику— чьи методы востребуются всюду, где мы
имеем дело со сложными, уникальными или человекомерными процессами: от
моделей предсказания погоды и судеб биосферы и социума до
экономики, истории и психологии. Сам же термин (синергетика — совместные действия) был предложен более
20 лет назад немецким физиком Германом Хакеном для обозначения круга
проблем, где проявляются коллективные эффекты с участием большого
числа подобных объектов произвольной природы, будь то игроки на
бирже, нейроны мозга, колония бактерии, стая птиц, молекулы газа или фотоны.
Благодаря таким кооперативным эффектам возникают причудливые
гряды облаков и кроны деревьев, саморегулируются рынок и живой организм ,
шумит лес, мигрирует население, колеблются мода и настроение,
зажигаются звезды .... Здесь нет видимых причин явлений, нет творца-дирижера,
которому можно было бы высказать восхищение или претензии, все меняется
плавно в системе и ничто не предвещает перемен, метаморфозы структуры. Мы ведь привыкли, что так замерзает вода, когда температура плавно проходит через 0. Сама
замерзает, сами молекулы выбирают
более тесный способ организации в кристалики льда. Вот поэтому и синергетику иногда называют теорией самоорганизации,
хотя конечно скрытые причины типа температуры есть всегда и можно было бы не мистифицировать термин. Вспомним хотя бы
языковый казус— самокат или самолет
— никто не тащит по дороге и не подбрасывает в воздух, нет видимой знакомой
причины, потому и сам. "Коль скоро мы приступаем к поиску универсалий, два слова об особенностях
междисциплинарной технологии познания. Прежде всего следует
предостеречь от увлеченности одним стилем, одним языком, особенно
предметным. И уж совсем недопустимо противопоставлять их. Это
затруднит нам понимание параллельных культур мышления. Здесь царствует
принцип аналогии, не надолго отдающий свою жатву на пристрастный анализ логике,
после чего мы имеем лишь полусимволические зерна-смыслы
трансдисциплинарного метаязыка, который уже есть половина дела. Метафора как мотивация, метафора
как инструмент познания и полилога
культур столь же важна в междисциплинарных исследованиях, как и математика, и причинный анализ. Изложение будет
многослойным и тот, кто не силен в математике, и тот кто доверяет лишь
формальным аргументам, надеюсь, сможет найти свой горизонт понимания. Контрольный вопрос: Термин «синергетика» был предложен: 1) одним из основателей теории ноосферы Альфредом
Кожибски; 2) немецким физиком Германом Хакеном. Copyright
© 2004
|